От мастеров-резчиков Ионии до зодчих-хитрецов Древней Руси
"Судьба обращает нас к началам искусства. Всем хочется заглянуть вглубь, туда, где сумрак прошлого озаряется сверканьем истинных украшений. Украшений, повторенных много раз в разные времена, то роскошных, то скромных и великих только чистотою мысли, их создавшей." Н. К. Рерих.
Предлагаю вашему вниманию взглянуть на такие истинные украшения, роскошные, скромные и великие.
А заодно произвести небольшое исследование — сравнение искусства резчиков Ионии и Ахеменидского Ирана с зодчими-хитрецами Владимиро-Суздальской Руси.
Ведь по-прежнему ученые не могут дать ответ, откуда именно пришли мастера для строительства белокаменных чудес на соборах Владимира, Юрьев-Польского, Переславля-Залесского.
И очень даже возможно, что те зодчие учились в самые древние и седые времена Киевской Руси у иноземцев, а гораздо позднее их дети и внуки впоследствии стали творцами этой прекрасной белокаменной красоты.
Для порядка изображения будут всегда следовать в сравнении.
Скарабей из халцедона. Цапля. 5 век до н.э.
В данном случае хотелось бы обратить внимание на искусство прежде всего художника, автора эскиза-композиции.
Насколько все части птицы поддерживают друг друга, сколько в этих направлениях движения птицы взаимозависимости и целостности. А ритм, контраст, равновесие, да по этой работе можно основы композиции пройти практически все.
Лев со стены Георгиевского собора, г. Юрьев-Польской.
Не менее целостная и достойная работа именно своей композицией, искусством художника, прежде всего.
Орлиноголовый грифон и птица. 5-4 вв. до н. э.
Фрагмент стены Георгиевского собора, г. Юрьев-Польской.
Эти два грифона, разъединенных по времени на многие сотни лет, объединяет конечно же хвост, держащийся по ветру.
Фрагмент рельефа из сокровищницы Дария в Персеполе. 6-5 в. до н. э.
Фрагмент стены Георгиевского собора, г. Юрьев-Польской.
Скарабеоид из халцедона. Львогрифон персидского типа. 4 век до н.э.
Фрагмент стены Георгиевского собора, г. Юрьев-Польской.
Бронзовая рельефная пластинка из Олимпии. Конец 7 века до н.э.
Фрагмент стены Георгиевского собора, г. Юрьев-Польской.
Скарабеоид из халцедона. Сидящий сфинкс. 1-я половина 4 в. до н.э.
Рельеф Дмитриевского собора.
Фрагмент рельефа в Зале ста колонн в Персеполе. 5 в. до н. э.
Фрагмент стены Георгиевского собора, г. Юрьев-Польской.
Новоассирийская цилиндрическая печать из агата. 8 в. до н.э.
Фрагмент стены Георгиевского собора. г. Юрьев-Польской.
Позднехеттский или сиро-хеттский рельеф ассиризирующего стиля из Кархемиша. 11 в. до н.э. Герой типа Гильгамеша.
Фрагмент стены Георгиевского собора, г. Юрьев-Польской.
Серебряная македонская монета (Неаполис) 424 - 350 гг. до н.э.
Фрагмент стены Георгиевского собора, г. Юрьев-Польской.
Фрагмент рельефной плиты из Персеполя. Персидский воин из гвардии Великого царя. 5 в. до н.э.
Фрагмент стены Георгиевского собора, г. Юрьев-Польской.
В сравнении головы воина и этих толстощеких девушек обращает на себя внимание, конечно же, профиль.
Львогрифон из царского дворца в Сузах. 5 в. до н.э.
Какая согласованность во всех частях изображения, а декоративность, стилизация вызывают восхищение.
Фрагмент стены Георгиевского собора, г. Юрьев-Польской.
Большинство изображений, которые представлены здесь в сравнении, разделяет около 1500 лет. Весьма продолжительный период для изобразительного искусства.
Обращает на себя внимание тот факт, что по изображениям на рельефах, выполненных до н.э., порой мы можем больше прочесть, чем на белокаменных образцах Древнерусского искусства, которое к нам гораздо ближе по времени. И все это не мешает, а наоборот, побуждает делать новые предположения, выдвигать гипотезы, разгадывать загадки, которые нам оставила история и наши предки.
С уважением, Владимир Колесьянкин!