О художественном вкусе и не только
«Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. Мы прибегаем к любому средству овладеть им. Когда нам не достает способности мыслить, мы используем жизненный опыт, средство более слабое и менее благородное, но истина сама по себе необъятна, что мы не должны пренебрегать никаким способом, могущим к ней привести».
Мишель Монтень «Опыт».
На сегодняшний день необходимость окружать себя вещами действительно красивыми, имеющими несомненную художественную ценность, стоит наиболее остро. В эпоху глобального развития Интернета, нанотехнологий, человечество может утерять, упустить то важное, ценное, именно человечное, что связывает его с природой, землей, лесом. Не случайно же, на праздники, миллионы россиян так стремятся вырваться из огромных мегаполисов.
Деревянный дом – это наша традиция, так идет исстари, но ею часто пренебрегают в угоду модным тенденциям, современным технологиям XXI века. Но эти технологии зачастую имеют существенные недостатки. В поисках быстрого и массового выпуска продукции современная культура нашла новые материалы: пластмасса, плиты МДФ и ДСП, гипсокартон, пеноблоки и т. п. Но всегда ли это полезно для здоровья. Многие из современных материалов выделяют вредные, для человеческой жизедеятельности, соединения в окружающую атмосферу. Поэтому особенно актуальны сейчас экологически чистые материалы.
Но в большинстве случаев национальной традицией пренебрегают из-за отсутствия у массового потребителя надлежащей культуры, забывающего национальные корни, и имеющего неразвитый художественный вкус.
Красота и гармония, свойственная природе, должна наполнять собой и тот мир предметов, который окружает человека в повседневном быту.
Но мы живем в эпоху, когда окружающая нас жизнь быстро меняется. Стремительный рост городов, изобретение новых технологий и внедрение их в жизнь динаминизируют мировые процессы. В условиях глобализации и взаимопроникновения культур жизнь становится разнообразнее и богаче. Но в результате этих процессов появляется все больше разнохарактерных вещей, а, вместе с тем, все выше поднимаются требования культуры быта, все острее чувствуется необходимость умения разбираться в том, что красиво, умения создать у себя в квартире обстановку, отвечающую эстетическим требованиям. Возникающие при этом многочисленные вопросы решаются на основе личных вкусов, зачастую очень противоречивых.
А что же такое вкус?
Способность верно определять правильные соотношения между вещами и качествами называется вкусом. Когда же эти соотношения являются художественными, то есть определяют красоту предмета, то и вкус называется художественным. Таким образом художественный вкус есть способность отличать красивое от некрасивого, настоящую красоту предмета от фальшивой красивости.
Взрослый человек, имеющий развитый художественный вкус, подсознательно будет создавать вокруг себя гармоничную атмосферу с подлинно красивыми и художественно ценными вещами, тем самым развивая и повышая культуру общества в целом.
Как и всякая способность вкус может развиваться, и его можно и нужно воспитывать. Достигается это широким культурным общением, критическим наблюдением за собой и другими. Самое же глубокое понимание красоты закладывается с детства, когда все воспринимается наиболее сильно. Для воспитания вкуса имеет большое значение окружающая обстановка. Вкус развивается с детства, постепенно вырабатывается чувство формы, линий, пропорций, стиля. Дети должны быть окружены красивыми вещами, и им надо разъяснять, в чем заключается красота вещей и хороший вкус. Воспитывать вкус необходимо всю жизнь, так как это обогащает человека, делает жизнь его более интересной и приятной, расширяет его кругозор. Этот индивидуальный рост повышает и общую культуру всего общества. Однако культура общества, народа в целом всегда остается несравненно богаче культуры отдельной личности.
Индивидуальный вкус всегда связан с особенностями биографии того или другого лица: зависит от воспитания, образования, специальности, среды. Но он не зависит от материального достатка. Большая и богатая квартира со множеством дорогих вещей может отличаться (и это часто бывает) весьма невысоким вкусом, и маленькая со скромной обстановкой, в которой все продумано и прочувствовано, может говорить о большом вкусе ее владельца. Выражая интересы и уровень культурного развития человека, его привязанность к тем или другим вещам, краскам, формам, материалам, его пониманию красоты, вкус всегда оказывается более или менее индивидуален по своему конкретному содержанию. Чем разнообразнее содержание вкуса отдельных людей, тем богаче культура всего общества в целом.
Но жизнь не стоит на месте. С развитием технического прогресса и появления механизированных производств большую силу набирают города, в которых человек оторван от мира живой природы. Фабрики удовлетворяют возрастающую потребность в предметах быта. Но это уже не те предметы ручного производства, несущие в себе творческий характер труда мастера.Наши дома просто изобилуют холодными фабричными штамповками, будь то мебель или кухонная утварь. Поэтому в настоящее время особенно остро чувствуется необходимость отличать, что действительно красиво, гармонично и отвечает эстетическим потребностям современного человека.
Красота, которую несут в себе предметы, выполненные в традициях народного искусства, радует глаз, согревает душу. В современный век компьютерных технологий, каменных джунглей городов, в которых живет половина населения, и постоянного шума работающих машин, это очень ценное качество. В это хаосе технического прогресса живут и работают не только взрослые люди, но и растут дети. Какое психико-эмоциональное воспитание они получают, находясь постоянно в окружении телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов, и не видя, не чувствуя живой души природы.
Если на художественное оформление быта не обращается должного внимания, его место занимает халтура, наглая и вредная, приучающая не ценить свое, легко променять на чужое, глупое и безобразное.
Предметы, украшенные народным орнаментом, легко входят в современный быт, не требуя почти никакой переработки.
Можно легко себе представить обычный многоэтажный дом с серостью и унылостью внутри и снаружи, одинаковые квартиры, обставленные схожей мебелью, предназначенные больше для отдыха тела, но не глаз и души. А если, например на кухне, вместо итальянской мебели, купленной в соседнем магазине, поставить русскую деревянную, украшенную либо резьбой, либо хохломской росписью, городцом, а может мезенкой. Нет сомнений, что именно в этой части квартиры будут отдыхать и проводить свое время ее обитатели, так велика сила красоты и гармонии, скрывающаяся в русских народных орнаментах.
На сегодняшний день особенно важно возрождать традиции русского народного искусства, чаще вводить их в современный быт, закладывая основы понимания прекрасного в душах и умах нового растущего поколения.
Прежде всего необходимо отметить, что у любого предмета красота никогда не должна мешать его назначению, препятствовать употреблению. Удобство и полезность – непременные спутники подлинной красоты во всем, чем пользуется человек. Вещи не должны быть бессмысленными, бесполезными, нелепыми. Для этого их форма должна отвечать их назначению. Каждая часть вещи тоже должна соответствовать своей формой назначению:
низ должен отличаться от верха;
ручки не должны походить на ножки,
подставка не должна казаться самостоятельным предметом или, наоборот, полностью сливаться с вещью в одно целое.
Все части предмета должны быть соразмерны друг другу. Способность видеть эту соразмерность- одно из непременных условий вкуса.
Чтобы изделие имело свое место в современном интерьере, оно должно быть удобно и функционально, одновременно удовлетворяющее эстетические потребности человека, т. е. имело бы художественную ценность.
Детская мебель, помимо требований предъявляющихся к взрослой, имеет свои особенности. Взять хотя бы детский стульчик , который просто необходим ребенку. В мире, где большая часть предметов и вещей ориентирована на взрослых людей,маленькому человечку хочется иметь что-то свое, соразмерное ему. Стул это предмет, который может иметь много назначений: на нем сидят, кладут одежду, его подставляют, когда нужно достать что-то лежащее высоко. Но один он смотрелся бы в современном интерьере одиноко, к тому же главное его предназначение- сидеть на нем за столом. Но маленький человек не может подолгу сидеть один, ему нужно постоянное общение. Так складывается ансамбль детской резной деревянной мебели.
Дети постоянно играют и фантазируют. Любая вещь, создающаяся для них должна нести игровой элемент. Например, спинка стула в виде стилизованных коней и солнца. Переработанные образы подчас воспринимаются ребенком легче, достаточно посмотреть на рисунки, скульптуру детей – сколько в них простоты и в то же время выразительности. На таком стуле ребенку легко представить себя всадником и с удовольствием поиграть, да и старшему возрасту занятия на таком стуле покажутся менее утомительными.
Размер стульев, стола и других предметов должен быть обязательно ориентирован на различные возраста.
Предметы интерьера детской комнаты необходимо выполнять с учетом психологии ребенка, восприимчивого к визуальным и тактильным ощущениям, особенно если это связано со сказочностью и декоративностью. Мебель, предназначенная для ребенка, должна быть лишена острых углов, ребра деревянных конструкций сглажены.
Несомненно, что изделие, выполненное из цельной древесины более долговечно, экологичнее, теплее на ощупь, что важно не только для взрослого человека, но и для ребенка.
Сплошь и рядом мы уделяем явно недостаточное внимание художественной стороне нашего быта, считая часто это мелочью. А ведь из мелочей складывается наша жизнь. Не придавать значение вопросам вкуса, не решать для себя споры о художественной стороне быта неправильно и неразумно.
В детских садах еще можно встретить профессионально исполненную детскую мебель, действительно красивую, имеющую художественную ценность, но в домашней обстановке дети сегодня как правило лишены соразмерных им вещей, либо они заменяются откровенной халтурой, развивающей безвкусицу. Вырастая родители переносят свой опыт на своих детей, получается замкнутый круг.
Любое изделие, имеющее художественную ценность, будет влиять на человека, даже далекого от искусства. Если создавать подлинно красивые и гармоничные вещи, вводить их в современный быт, то не только человек, но и общество в целом будет более развито, более образованно, более культурно.